Поиск
Дополнение

Диомед Като

Диомед Като (Diomedes Cato) (1560/1565 – после 1619) - композитор и лютнист итальянского происхождения, почти всю жизнь жил и работал в Польше. Известен своей инструментальной музыкой в смешанном стиле переходного периода между Возрождением и Барокко, объединившей итальянский стиль с польским фольклорным материалом.

Диомед Като родился неподалеку от города Тревизо между 1560 и 1565 в семье учителя. Около 1565 его протестантская семья, спасаясь от инквизиции, уехала из Италии и нашла убежище в Польше. Като, который покинул Италию в раннем детстве, получил все свое музыкальное образование в Кракове, где поселилась его семья. Первым местом его работы была должность лютниста при дворе короля Шведского и Польского Сигизмунда III, где он проработал с 1588 по 1593. В 1591 он написал музыку для свадьбы в семействе Костки, возможно, они были его покровителями, так как после смерти Станислава Костки в 1602 ему досталось значительное наследство.

В 1593-1594 Като сопровождал Короля Сигизмунда в Швецию, где приобрел широкую известность как лютнист и композитор, ещё в 1600-х он был все еще самым известным композитором итальянского происхождения в Швеции. Часть его произведений, включая несколько польских танцев, сохранилась только в Шведских источниках. Последнее упоминание о его жизни датируется 1619, есть упоминание о его игре на лютне в том году.

Диомед Като сочинял духовную и светскую музыку, вокальную и инструментальную. Самую большую известность приобрели его работы для лютни, всего насколько десятков произведений разных форм и стилей, включая "польский танец" (chorea polonicae, похож на краковяк), фантазии, гальярды, прелюдии и другие. Стилистически они охватывают полный спектр возможностей лютни. Польские танцы основываются на национальном фольклоре. Некоторые черты стиля раннего Бароко хорошо видны в его музыке: это использование коротких мотивов, которые повторяются и объединяются в длинные секции, а также использование связующих эпизодических элементов внутри основной тематической линии. С другой стороны, часть его музыки для лютни использует устаревшие имитационные вокальные линии, в стиле середины 16-го века. Его инструментальная музыка также включает пьесы для оркестра виол с сольными клавишными.

Вокальные работы Като включают набор польских духовных песен, выпущенных в сборниках "Латинские ритмы" и "Песни о Святом Станиславе" для четырёх голосов и лютни. Он также создал несколько пятиголосых мадригалов на итальянском языке, но они, видимо, не были востребованы, так как в Польше не нашлось пяти певцов, которые могли бы петь на итальянском.

Перевод с оригинальной статьи: Википедия

 
 

 

 

Интересные персоны
Джованни Феличе Санчес
Джованни Феличе Санчес (Giovanni Felice Sances) (ок. 1600 – 24 ноября 1679) - итальянский певец и композитор эпохи Барокко, работавший в
Генрих Шютц
Генрих Шютц (Heinrich Schutz) (08.10.1585 - 06.11.1672) - великий немецкий композитор и органист эпохи Барокко. Рассматривается в одном ряду с
Генрих Шейдеман
Иоганн Генрих Шейдеман (Johann Heinrich Scheidemann) (около 1595 - 26 сентября 1663) - немецкий органист и композитор эпохи Барокко. Один из
Иоганн Герман Шейн
Иоганн Герман Шейн (Шайн) (Johann Hermann Schein) (20.01.1586 - 19.11.1630) - немецкий композитор и поэт эпохи раннего Барокко. В числе первых
Хуан Пухоль
Хуан Пау Пухоль (Пуйоль) (Joan Pau Pujol или Juan Pujol) (18.06.1570 - 17.05.1626) - испанский (каталонский) композитор и органист позднего