Поиск
Дополнение

Джованни Бассано

Джованни Бассано (Giovanni Bassano) (ок. 1558 - лето 1617) - итальянский композитор и корнеттист (корнетт - старинный духовой деревянный инструмент) Венецианской школы раннего Барокко. Был ключевой фигурой в развитии инструментального ансамбля в соборе Святого Марка (самый известный собор Венеции). Составил подробную книгу об инструментальной орнаментике, которая является богатым источником для исследований в современной практике исполнения.


Ничего не известно о жизни Бассано до его принятия в качестве молодого исполнителя в собор Святого Марка в 1576 в возрасте 18 лет. Он быстро приобрел репутацию одного из лучших музыкантов в Венеции, а в 1585 опубликовал свою первую книгу "Ричеркары, пассажи и каденции", в которой подробно описал, как лучше украсить пассажи при переработке вокальной музыки для инструментов. В том же году он стал учителем музыки в семинарии при соборе. В 1601 он занял освободившееся место (после смерти Джироламо Далла Каза) главы инструментального ансамбля собора и оставался на этом посту до своей смерти летом 1617. Точная дата его смерти не известна.

Одной из основных обязанностей Бассано была постановка и исполнение музыки Джованни Габриели, который был ведущим композитором и органистом в соборе. Габриели при создании своих произведений, особенно в части духовых инструментов, всегда имел в виду Бассано.

Помимо музыкальной деятельности в соборе Святого Марка, Бассано был занят в других местах Венеции, он руководил несколькими группами музыкантов, играющих на духовых инструментах (в современном варианте "духовыми оркестрами"). В эти группы входили исполнители на волынках, шалмеях, флейтах, фаготах, корнеттах и других инструментах. Они выступали на церковных и светских уличных фестивалях.

Бассано также был и композитором, но его достижения в этой области затмеваются его известностью как исполнителя и как автора нескольких трактатов. Он сочинял мотеты и церковные концерты в Венецианском антифонном стиле, а также мадригалы, канцонетты и немного чисто инструментальной музыки. Его канцонетты были известны далеко за пределами Италии, в 1597 в Лондоне они были переведены и изданы на английском языке. Часть инструментальной музыки Бассано является изобретательно контрапунктовой, показывая его индивидуальность, которую ему было невозможно проявить в своих церемониальных гомофонных композициях. Его фантазии и ричеркары, наоборот, являются повторением идей глубокого прошлого, что тоже было редкостью в контрапункте вплоть до 20 века.

 Сходство песнопений Бассано и ранних работ Генриха Шютца, который учился в Венеции у Джованни Габриели, предполагает, что они знали друг друга и уж точно Шютц знал музыку Бассано. Во всяком случае, Шютц, вернувшись в Германию, принес с собой Венецианский стиль, который продолжил развивать в эпоху Барокко.

 
 

 

 

Интересные персоны
Диомед Като
Диомед Като (Diomedes Cato) (1560/1565 – после 1619) - композитор и лютнист итальянского происхождения, почти всю жизнь жил и работал в
Николас Ланье
Николас Ланье (Nicholas Lanier(Laniere)) (крещен 10 сентября 1588 – 24 февраля 1666) - английский композитор, певец, лютнист, поэт и
Готфрид Шейдт
Готфрид Шейдт (Gottfried Scheidt) (20 сентября 1593 - 03 июня 1661) - немецкий композитор и
Марко Учеллини
Марко Учеллини (Marco Uccellini) (1603 или 1610 - 10 декабря 1680) - итальянский скрипач и композитор эпохи Барокко. Марко Учеллини
Адриано Банкьери
Адриано Банкьери (Adriano Banchieri) (03.09.1568 - 1634) - итальянский композитор, музыкальный теоретик, органист и поэт позднего