Поиск
Дополнение

Франческо Кавалли

Франческо Кавалли (Francesco Cavalli) (14 февраля 1602 – 14 января 1676) - итальянский композитор и певец, один из главных распространителей оперы в Италии и, частично, во Франции. Настоящее имя Пьетро Франческо Калетти-Бруни (Pietro Francesco Caletti-Bruni)


Франческо Кавалли (Francesco Cavalli) Франческо Кавалли родился 14 февраля 1602 в городке Крема, провинции Кремона. Его отец Джованни Баттиста Калетти был органистом и капельмейстером в городском кафедральном соборе. Мальчиком Франческо пел в местном церковном хоре, венецианский дворянин Федерико Кавалли заметил его и в 1616 году убедил отца отпустить сына вместе с ним в Венецию, где он получит хорошее музыкальное образование. Позже, в знак благодарности и в соответствии с обычной практикой того времени, Франческо принял имя своего покровителя - Кавалли.
В 1617 году Кавалли был принят в хор собора Святого Марка (сначала как сопрано, потом - тенор), его учителем был руководитель хора Клаудио Монтеверди. Кавалли был связан с Сан-Марко до конца своей жизни. Его первая известная композиция появилась в 1625 году в сборнике сольных песнопений "Ghirlanda sacra". В 1630 году он выгодно женился на богатой вдове Марии Соцоменто, что обеспечило личную материальную стабильность и позволило участвовать в экспериментах с оперными постановками в разных театрах. В 1639 году Кавалли был выбран на должность второго органиста Святого Марка и в этом же году была поставлена его первая опера "Свадьба Фетиды и Пелея" (Le nozze di Teti e di Peleo, либретто Орацио Персиани) в недавно открывшемся первом общественном оперном театре "Сан Кассиано" (Teatro San Cassiano) в Венеции. За этим последовал ряд успешных постановок, среди них выделяются: "Любовь Аполлона и Дафны" (Gli Amori di Apollo e di Dafne, 1640), "Дидона" (La Didone, 1641), которая принесла ему известность, "Эгисф" (L’Egisto, 1643), поставленная также в Париже, и "Язон" (Il Giasone, 1649), который был "самой популярной оперой 17-го века". В 1650-х годах Кавалли сочинял и ставил оперы не только в Венеции, но также в театрах Неаполя, Милана и Флоренции, в этот период появляются "Калисто" (1652), "Ксеркс" (1654). Вместе с постановкой опер он продолжал сочинять духовную музыку (кантаты, арии, магнификаты, вечери), которая требовалась для исполнения обязанностей в Св.Марке. В 1656 году он опубликовал коллекцию "Musiche saere" с мессами, псалмами и гимнами.

Известность Кавалли не ограничивалась Италией. В 1659 году премьер-министр Франции кардинал Мазарини предложил Кавалли сочинить оперу в честь брака Людовика XIV и Марии Терезии Испанской. Кавалли провел два года в Париже (1660-1662) и сочинил к этому торжеству оперу "Влюбленный Геркулес" (Ercole amante). По парижским традициям неотъемлимой частью оперы должен быть балет, автором музыки балета был Жан-Батист Люлли. К этому событию был специально построен гигантский театр Тюильри, к сожалению, плохая акустика зала сделала музыку практически бессмысленной. Расстроенный Кавалли вернулся в Венецию, зарекшись сочинять для больших театров. По возвращении он вновь приступил к исполнению своих обязанностей органиста в соборе Св.Марка и в 1665 году стал первым органистом, в 1668 году получил пост капельмейстера. Его шесть последних опер остались неисполненными, а вскоре после назначения капельмейстером он практически прекратил их сочинять, возможно потому, что его стиль стал считаться старомодным. Франческо Кавалли умер в Венеции 14 января 1676 года, на его похоронах исполнялся Реквием, написанный им самим к этой дате.

Кавалли был самым важным композитором в развитии жанра общественной оперы в середине 17-го века в Италии. Всего в его наследии сорок одна опера. Клаудио Монтеверди был новатором жанра, но его творчество было слишком индивидуальным и многогранным, чтобы установить традицию, он указал направление и перспективу. Франческо Кавалли, будучи учеником Монтеверди, продолжил развитие и основал традицию итальянского оперного стиля бельканто. Монтеверди работал в основном с придворными музыкантами герцогов Мантуи, в то время как оперы Кавалли в основном использовали небольшой струнный оркестр с континуо для удовлетворения возможностей общественных оперных театров. Само слово "опера", означающее по-итальянски "дело", "работа", "произведение", применительно к музыкальному жанру впервые было использовано Кавалли для "Свадьбы Фетиды и Пелея" (1939), до него такие постановки назывались "музыкальной драмой". Кавалли ввёл мелодичные арии в свою музыку и популярных персонажей в свои либретто, его оперы имеют удивительно сильное чувство драматического эффекта, а также музыкальную легкость и гротескный юмор, что было характерно для итальянской оперы вплоть до конца творчества Алессандро Скарлатти.

 
 

 

 

Интересные персоны
Хуан Идальго де Поланко
Хуан Идальго де Поланко (Juan Hidalgo de Polanco) (28 сентября 1614 - 31 марта 1685) - испанский композитор и арфист эпохи Барокко. Один из
Иоганн Герман Шейн
Иоганн Герман Шейн (Шайн) (Johann Hermann Schein) (20.01.1586 - 19.11.1630) - немецкий композитор и поэт эпохи раннего Барокко. В числе первых
Генрих Шейдеман
Иоганн Генрих Шейдеман (Johann Heinrich Scheidemann) (около 1595 - 26 сентября 1663) - немецкий органист и композитор эпохи Барокко. Один из
Шарль Куапо д’Ассуси
Шарль Куапо д’Ассуси (Charles Coypeau d'Assoucy) (16 октября 1605 - 29 октября 1677) - французский композитор, музыкант, актёр и поэт эпохи
Агостино Агаццари
Агостино Агаццари (Agostino Agazzari) (02.12.1578 - 10.04.1640) - итальянский композитор и музыкальный теоретик. Агаццари родился в Сиене в