Поиск
Дополнение

Мельхиор Франк

Мельхиор Франк (Melchior Franck) (ок. 1579 - 01.06.1639) - немецкий композитор эпохи раннего Барокко. Он был очень плодовитым композитором протестантской церковной музыки, особенно мотетов, и содействовал в распространении Венецианских музыкальных инноваций в Германии.

Как о многих композиторах того периода, так же и о ранних годах Мельхиора Франка известно очень мало. Он родился в городе Циттау в Саксонии в семье художника, возможно, первым его учителем был Кристоф Демантиус. Около 1600 Франк пел в церковном хоре в соборе Св.Анны в Аугсбурге. В 1601 он стал учителем музыки в Нюрнберге, где встретил Ганса Лео Хасслера, от которого узнал о Венецианском антифонном стиле и контрапунктическом стиле Высокого Возрождения, оба из которых использовал в своих произведениях. В 1602 году он занял должность капельмейстера при дворе принца государства Саксен-Кобурга Иоанн-Казимира в Кобурге и остался в Кобурге на всю жизнь. В первый период его службы ситуация складывалась идеально для него, он пользовался поддержкой покровителя, имел все ресурсы необходимые для претворения в жизнь своих произведений, женился в 1607. К сожалению, во время Тридцатилетней войны экономика города Кобурга сильно пострадала, в дополнение к военным действиям вспыхнула эпидемия тифа, и опустели целые области. Но Франк оставался на должности и продолжал заниматься музыкой. В 1633 принц Иоанн-Казимир умер и жалованье Франка сильно уменьшилось, он даже жаловался на это в предисловиях к своим книгам. В следующем году умерла его жена и двое детей.

Мельхиор Франк был популярным и плодовитым композитором, он написал огромное количество духовной музыки, всего более 40 книг, в которых только мотетов более 600 штук, некоторые из них были лучшей немецкой протестантской музыкой того времени. Также ему принадлежат 13 книг светской музыки, включающих, в том числе, чисто инструментальные танцы.

 Его песнопения различны по стилю. Многие исключительно в протестантском варианте на немецком языке, они почти все используют стиль Орландо ди Лассо позднего Возрождения с тщательно контролируемым диссонансом и плавной полифонией. Некоторые гомофонны и очень просты, уделяют пристальное внимание тескту. Некоторые произведения написаны в антифонном стиле, напрямую связанном с Венецианской практикой, с одной существенной разницей, что у него нет пространственного разделения хоров - антифонные части в пределах одного хора. Самым необычным является его сборник "Contrapuncti" (1602), в котором Франк создал первые образцы фуг. Они строго контрапунктические и используют стретта, т.е. следующий голос вступает в определенных имитационных точках, ещё до того как закончился предыдущий.

 В большинстве своих произведений он использовал откровенно консервативный язык Ренессанса, но у него есть сочинения и с использованием генерал-баса и инструментальным сопровождением вокальных партий - инновациями раннего Барокко. В целом, Мельхиор Франк был консервативным композитором, особенно в сравнении с итальянскими коллегами или Генрихом Шютцем, однако его работы были популярными и часто перепечатывались при его жизни.

 
 

 

 

Интересные персоны
Антонио Чести
Антонио Чести (Antonio Cesti) (крещён 5 августа 1623 - 14 октября 1669) - итальянский композитор эпохи Барокко, певец (тенор) и органист.
Диомед Като
Диомед Като (Diomedes Cato) (1560/1565 – после 1619) - композитор и лютнист итальянского происхождения, почти всю жизнь жил и работал в
Алессандро Гранди
Алессандро Гранди (де Гранди) (Alessandro Grandi) (1586 - лето 1630) - итальянский композитор эпохи раннего Барокко, писал в новом стиле
Джованни Пикки
Джованни Пикки (Giovanni Picchi) (1571 или 1572 - 17.05.1643) - итальянский композитор, органист, лютнист и клавесинист раннего Барокко. Один
Франческо Кавалли
Франческо Кавалли (Francesco Cavalli) (14 февраля 1602 – 14 января 1676) - итальянский композитор и певец, один из главных