Поиск
Дополнение

Михаэль Преториус

Михаэль Преториус (Michael Praetorius) (15.02.1571 - 15.02.1621) - немецкий композитор, органист, музыкальный теоретик. Один из самых разносторонних и плодовитых композиторов своей эпохи, особенно важен его вклад в развитие музыкальных форм, основанных на протестантских гимнах. Составитель объемного энциклопедического трактата "Устройство музыки" (Syntagma Musicum), в котором подробно описывается музыкальная практика и музыкальные инструменты эпохи.


Михаэль ПреториусМихаэль Преториус (настоящая фамилия Шульц (Schultheiss)) родился в Кройцбурге, Тюрингия, в семье лютеранского пастора. Точная дата рождения Преториуса остается неизвестной, общепринятым считается дата 15 февраля 1571, основанная на двух источниках, в которых указывается, что он умер в день своего 50-летия. 

  Получил общее, а также искусствоведческое и музыкальное образование в "Латинской школе" города Торгау (1573-1582), возможно, это было единственное его музыкальное образование, а затем в школах Франкфурта-на-Одере (1582-1584) и Цербста(1584-1585). В 12 лет, будучи во Франкфурте, он пытался поступить в университет, но ему не позволил слишком юный возраст. В 1586 он вернулся во Франкфурт-на-Одере и поступил в университет, где изучал богословие и философию, и периодически был органистом в университетской церкви. По окончании университета с 1587 по 1593 работал органистом в церкви св. Девы Марии (Мариенкирхе) во Франкфурте-на-Одере. С 1593 Преториус служил в придворном оркестре герцога Брауншвейг-Люнебург Генри Юлиуса в городе Вольфенбюттель, вначале как органист, а с 1604 и до смерти герцога в 1613 руководителем оркестра.

В 1613 Преториус поступил на службу к курфюсту Саксонскому Иоганну-Георгу I в Дрездене, где был музыкальным консультантом и организатором музыкальных праздников, а затем капельмейстером. В Дрездене он работал вместе с другим известным немецким композитором Генрихом Шютцем. С 1616 он выполнял аналогичные обязанности советника в некоторых других городах и при дворах северо-германских правителей (Магдебург, Кассель, Галле). В 1620 он вернулся в Вольфенбюттель, где умер на следующий год. Михаэль Преториус похоронен в церкви Святой Марии в Вольфенбюттель.

Первые его композиции, созданные в 1592-1593, уже указывают на его опыт, в них он впервые в Германии применил современную итальянскую практику исполнения. Михаэль Преториус написал огромное количество разнообразной музыки, только одна его коллекция "Сионские музы" (Musae Sionae) (1605-1610) состоит из 9-ти томов и содержит около 1240 произведений духовной музыки. В основном это хоралы, созданные на основе лютерантских текстов и мелодий, некоторые из них очень грандиозные и рассчитаны на полихоральное исполнение 12 голосов. Всего издано не менее 35 его книг. Как ни странно, наиболее известной сейчас является его светская музыка, которая сохранилась только в однотомном сборнике "Терпсихора" (1612) и состоит из 300 инструментальных "французских" танцев. В своих работах Преториус использовал самые разнообразные стили и всегда самую передовую технику времени итальянских мастеров Джованни Габриели, Клаудио Монтеверди и своего соотечественника Генриха Шютца и сам вносил нововведения и улучшения в музыку.

 

Смотреть обязательно: «Устройство музыки» (Syntagma Musicum) Михаэля Преториуса

 
 

 

 

Интересные персоны
Томас Лупо
Томас Лупо (старший) (Thomas Lupo) (крещен 07.08.1571 - 12.1627) - английский композитор и виолонист. Наряду с Орландо Гиббонсом, Джоном
Барбара Строцци
Барбара Строцци (Barbara Strozzi) (крещена 6 августа 1619 - 11 ноября 1677) - итальянская певица и композитор эпохи Барокко. Одна из самых
Джованни Баттиста Риччио
Джованни Баттиста Риччио (Джамбаттиста Риччио) (Giovanni Battista Riccio) (ум. после 1621) - итальянский комозитор и музыкант раннего
Микеланджело Росси
Микеланджело Росси (Michelangelo Rossi или Michel Angelo del Violino) (ок. 1601/1602 - 1656) - итальянский композитор, скрипач и органист эпохи
Маркантонио Негри
Маркантонио Негри (Marcantonio Negri) (ум. в октябре 1624) - итальянский композитор, певец и музыкальный руководитель раннего Барокко.