Поиск
Дополнение

Музыка Барокко

Слово "барокко" происходит от итальянского "barocco", означающего "причудливый, странный",  хотя, возможно, "пышный, изобильный" будет лучшим вариантом перевода, более точно отражающим смысл. Использование этого термина началось в 1860-х годах для описания богато украшенных религиозных и общественных зданий в Италии, Германии и Австрии, построенных в 17-18 веках. Позднее, в начале 1900-х годов термин "барокко" стал применяться к музыке 17-го и начала 18-го века, и сегодня термин "барокко" указывает на четко определенные типы и жанры музыки, возникшие около 1600 и развивавшиеся примерно до 1750.


Музыка средневековья была довольно примитивной с точки зрения мелодии и гармонии. В эпоху Возрождения и Барокко чувствуются большие изменения. Итальянские музыкальные школы, в первую очередь, и отдельные композиторы других стран начинают создавать чудесные мелодии и удивительно прекрасные стихи, которые сопровождают друг друга. Но главным их стремлением было поиск и исследование новых форм: мелодические линии и гармонические прогрессии, комбинации инструментов, новые жанры и формы музыки. Прогресс, начавшийся в конце 16-го века, обрёл устойчивые формы, и в период 1700-1750 - "высокое барокко" можно ясно увидеть его кульминацию.
 
 Было два основных географических центра развития музыки. Один в северной Германии и Голландии, композиторы  Иоганн Фробергер, Иоганн Керль и, особенно, Дитрих Букстехуде концентрировали свои усилия на искусстве контрапункта, главным образом на фуге. Голос и орган были здесь главными элементами. Другим центром был юг Европы - Италия, здесь формировались инструментальные формы - сонаты и концерт.

Каждый период в музыке имеет свои некие узнаваемые клише, и многое из того, что типично для музыки Барокко - определённые каденции и построение мелодий имеет единое происхождение - Арканджело Корелли, который, кажется, повлиял на всех, начиная со своих современников и студентов до Георга Генделя, который был в Риме с 1704 по 1710. Из Рима "итальянское влияние" распространилось на север, в то время как строгие немецкие формы текли на юг, смешение производило общий стиль Барокко. Слияние музыкальных тенденций в разных частях Европы было удивительно обширным, учитывая относительно примитивные средства передвижения и связи. Антонио Вивальди, Франческо Джеминиани, Арканджело Корелли, Алессандро Скарлатти, Георг Гендель и многие другие встречались друг с другом или хорошо знали музыку друг друга. Иоганн Себастьян Бах отправился на север из Тюрингии и Саксонии - южных земель Германии, чтобы услышать Букстехуде,   впоследствии он путешествовал в Дрезден и Берлин. Он нередко копировал музыку других композиторов, своих современников, обрабатывая её для других инструментов. Это был признанный метод исследования, широко практиковавшийся в эпоху Барокко.
 
При рассмотрении музыки и композиторов эпохи Барокко или любого другого времени важно учитывать обстоятельства, в которых они работали. К примеру, Вивальди, хотя и создал много прекрасных концертов (как "Четыре сезона"), но он также написал и много простейших произведений. Это были упражнения для учеников, Вивальди работал большую часть своей творческой жизни в оспедале ( "приют невинных") - детский дом для многочисленных незаконнорожденных девочек дворян и знати. Анонимные отцы щедро жертвовали средства на содержание детей и молодые барышни жили в роскошной обстановке и под хорошим присмотром, музыкальные стандарты их обучения были одними из самых высоких в Венеции. Многие из концертов Вивальди фактически были упражнениями, которые он разучивал со своими учениками.
 
В эпоху Барокко было необычайно велико влияние церкви и государства на развитие музыки. Ни Италия, ни Германия в то время не существовали в том виде, в каком мы знаем их сегодня. Германия представляла собой сложную массу мелких княжеств, каждое со своим правителем и придворными музыкантами. Альянсы заключались и распадались, например, в случаях брачного союза княжеских родов образовывались новые временные государства. Судьба многих композиторов и их статус во многом зависел от благосклонности и от отношения к музыке двора, где он служил, и композиторы-музыканты искали места в городах или при дворах, где их музыка обретет известность и будет процветать под покровительством короля или принца.
 
 Одним из типичных примеров влияния королевского покровительства и мобильности композитора в эпоху Барокко является творчество Генделя. Георг Фридрих Гендель родился в Галле (Германия) 23 февраля 1685, всего за месяц до рождения Баха. Отец Генделя намеревался сделать сына юристом, но музыкальные способности Георга возобладали и он начал учиться на музыканта. После учебы в Германии Гендель отправился в Италию, где он провел более трех лет, во Флоренции, Риме, Неаполе и Венеции. В Риме он учился у Корелли и, несомненно, встречался и обменивался мнениями с рядом других итальянских композиторов. В Италии к нему пришла слава мастера "итальянской оперы". Из Италии Гендель уехал в начале 1710 и отправился в Ганновер, где был назначен капельмейстером ганноверского курфюрста Георга I, который был законным наследником английского трона. В 1714, после смерти английской Королевы Анны Георг I стал Королём Англии. Гендель, который и раньше уже бывал в Лондоне, последовал за своим королём и принял Британское гражданство. Часть его успеха в Лондоне несомненно связана с королевским покровительством. Он активно участвовал как музыкально, так и коммерчески в развитии оперного искусства Великобритании. Позже, в 1730-х  он будет создавать свои оратории, оды и т.д. в традиционном английском стиле. Он один из немногих иностранцев признан в Англии как величайший английский композитор.
 
На творчество Баха также повлияли перемены мест работы в разных городах, хотя, конечно, большая часть его творческой жизни прошла в Лейпциге на должности кантора церкви Св.Фомы., и в сравнении с другими композиторами, в том числе с членами его музыкальной семьи, он путешествовал меньше, но все время хорошо знал об изменениях в музыкальном мире. В его музыке собрались вместе различные формы и стили Барокко и были доведены до совершенства.

После Баха развитие музыки приняло иной оборот - наступал период "галантного" стиля, который был легче, с более простыми и чистыми формами. Здесь блистали такие композиторы, как Гайдн и Моцарт, за которыми последовали композиторы "романтического" периода - Бетховен и Чайковский. Вместе с тем в период Барокко определился основной музыкальный язык, и последующие композиторы часто "возвращались к истокам", изучая и играя работы Баха, писали фуги в стиле Барокко или обрабатывали произведения композиторов Барокко. Моцарт, Шуман, Бетховен и многие другие создавали фуги в точном следовании стилю Барокко, Мендельсон был инициатором попыток возродить Барокко.
 
В эпоху Барокко многие инструменты достигли пика своего развития. Органы, постороенные немцами Арпом Шнитгером и Готфридом Зильберманом, были и до сих пор остаются лучшими инструментами. Скрипки и другие струнные инструменты, созданные в эпоху Барокко итальянскими мастерами, и сейчас обладают неповторимым звучанием и являются мечтой многих профессиональных музыкантов. Домашние, а потом концертные клавишные инструменты являются примером того, как музыкальный инструмент сначала исчезал, потом модифицировался и вновь возвращался. Широко распространённый клавесин в эпоху Барокко начал сменяться первыми фортепиано, которые также изготавливал друг И.С.Баха органостроитель Готфрид Зильберман.
 
Музыка в своей мелодичности сконструирована таким образом, чтобы отразить "полный порядок" вселенной - это суть музыкального стиля Барокко.
 По словам композитора и музыкального теоретика Барокко Иоганна Йозефа Фукса: "Музыкальное произведение отвечает требованиям хорошего вкуса, если оно хорошо построено, избегает мелочей, а также умышленной эксцентричности, направлено на возвышенное, но движется в естественном порядке, сочетая блестящие идеи с совершенным мастерством." В эти дни все больше и больше людей стремятся вернуться к музыке для души, содержащей в себе красоту, основывающуюся на упорядоченной структуре. Таким образом, мы являемся свидетелями возрождения интереса к музыке Барокко и тех, кому посчастливилось быть еще не знакомым с ней, ожидает интересное открытие.

 
 

 

 

Интересные персоны
Маркантонио Негри
Маркантонио Негри (Marcantonio Negri) (ум. в октябре 1624) - итальянский композитор, певец и музыкальный руководитель раннего Барокко.
Самуэль Шейдт
Самуэль Шейдт (Samuel Scheidt) (крещен 03.11.1587 - 24.03.1654) - немецкий композитор, органист и педагог эпохи раннего Барокко. Один из самых
Генрих Шейдеман
Иоганн Генрих Шейдеман (Johann Heinrich Scheidemann) (около 1595 - 26 сентября 1663) - немецкий органист и композитор эпохи Барокко. Один из
Мельхиор Франк
Мельхиор Франк (Melchior Franck) (ок. 1579 - 01.06.1639) - немецкий композитор эпохи раннего Барокко. Он был очень плодовитым композитором
Джованни Феличе Санчес
Джованни Феличе Санчес (Giovanni Felice Sances) (ок. 1600 – 24 ноября 1679) - итальянский певец и композитор эпохи Барокко, работавший в