Поиск
Дополнение

Генрих Шейдеман

Иоганн Генрих Шейдеман (Johann Heinrich Scheidemann) (около 1595 - 26 сентября 1663) - немецкий органист и композитор эпохи Барокко. Один из лидеров северогерманской органной школы. Важный предшественник Дитриха Букстехуде и И.С.Баха.


Генрих ШейдеманГенрих Шейдеман родился в Вёрдене в Гольштейне. Первые музыкальные навыки Шейдеман получил от отца, который был органистом в Вёрдене и в Гамбурге. С 1611 по 1614 Шейдеман обучался в Амстердаме у Яна Питерсзона Свелинка и, очевидно, был одним из его любимых учеников, т.к. Свелинк посвятил ему канон ещё во время его обучения. С 1625 года, возможно раньше, Шейдеман находился в Гамбурге и работал органистом в церкви "Святой Екатерины". Эту должность он занимал более 30 лет. За время своей деятельности он сыскал славу эксперта по устройству и настройке органов, а также как талантливый композитор, исполнитель и педагог. Среди его учеников были Иоганн Адам Рейнкен, ставший его преемником в церкви Св. Екатерины, и Дитрих Букстехуде. Генрих Шейдеман умер от чумы 26 сентября 1663 года в Гамбурге.

Шейдеман был очень известным органистом и композитором, о чем свидетельствует широкое распространение его произведений, органной музыки Шейдемана сохранилось больше, чем у любого другого композитора того времени. В отличие от других немецких композиторов раннего Барокко, таких как Михаэль Преториус, Генрих Шютц, Самуэль Шейдт и Иоганн Шейн, каждый из которых сочинял в большинстве разнообразных современных жанров и стилей, Шейдеман писал почти исключительно органную музыку. Сохранилось несколько песен и клавесинных пьес, но их количество незначительно по сравнению с десятками разноплановых произведений для органа. 

Творчество Шейдемана, исключительно для церковных церемоний, имеет три основных типа:
- кантус фирмус, ранний тип хоральной прелюдии,
- "монодийный" хорал, который подражал текущему итальянскому стилю монодии,
- вокальные сольные песни с бассо континуо - но для сольного органа,
- хоральные "фантазии", новое изобретение, основанное на клавирном стиле Свелинка, но с немецкими характерными чертами.
В дополнение к  хоралам, он сочинял музыку для Магнификата, которая не только состоит из нескольких частей, но и создана в циклической форме чередования хоров во время всей церемонии вечерни - такая техника, в полную силу, будет использоваться только в 19 веке.

 
 

 

 

Интересные персоны
Джованни Валентини
Джованни Валентини (Giovanni Valentini) (около 1582 - 29/30.04.1649) - итальянский композитор, поэт и виртуозный органист и клавесинист эпохи
Франческо Корбетта
Франческо Корбетта (Francesco Corbetta) (ок. 1615 - 1681) - итальянский гитарист-виртуоз, педагог и
Франц Тундер
Франц Тундер (Franz Tunder) (1614 - 5 ноября 1667) - немецкий композитор и органист раннего и среднего Барокко. Он был связующим звеном
Феличе Анерио
Феличе Анерио (Felice Anerio) (1560 - 26.09.1614) - итальянский композитор, член Римской школы композиторов. Старший брат известного и
Антонио Бертали
Антонио Бертали (Antonio Bertali) (март 1605 - 17 апреля 1669) - итальянский композитор и скрипач-виртуоз эпохи Барокко, жил и работал в