Поиск
Дополнение

Генрих Шейдеман

Иоганн Генрих Шейдеман (Johann Heinrich Scheidemann) (около 1595 - 26 сентября 1663) - немецкий органист и композитор эпохи Барокко. Один из лидеров северогерманской органной школы. Важный предшественник Дитриха Букстехуде и И.С.Баха.


Генрих ШейдеманГенрих Шейдеман родился в Вёрдене в Гольштейне. Первые музыкальные навыки Шейдеман получил от отца, который был органистом в Вёрдене и в Гамбурге. С 1611 по 1614 Шейдеман обучался в Амстердаме у Яна Питерсзона Свелинка и, очевидно, был одним из его любимых учеников, т.к. Свелинк посвятил ему канон ещё во время его обучения. С 1625 года, возможно раньше, Шейдеман находился в Гамбурге и работал органистом в церкви "Святой Екатерины". Эту должность он занимал более 30 лет. За время своей деятельности он сыскал славу эксперта по устройству и настройке органов, а также как талантливый композитор, исполнитель и педагог. Среди его учеников были Иоганн Адам Рейнкен, ставший его преемником в церкви Св. Екатерины, и Дитрих Букстехуде. Генрих Шейдеман умер от чумы 26 сентября 1663 года в Гамбурге.

Шейдеман был очень известным органистом и композитором, о чем свидетельствует широкое распространение его произведений, органной музыки Шейдемана сохранилось больше, чем у любого другого композитора того времени. В отличие от других немецких композиторов раннего Барокко, таких как Михаэль Преториус, Генрих Шютц, Самуэль Шейдт и Иоганн Шейн, каждый из которых сочинял в большинстве разнообразных современных жанров и стилей, Шейдеман писал почти исключительно органную музыку. Сохранилось несколько песен и клавесинных пьес, но их количество незначительно по сравнению с десятками разноплановых произведений для органа. 

Творчество Шейдемана, исключительно для церковных церемоний, имеет три основных типа:
- кантус фирмус, ранний тип хоральной прелюдии,
- "монодийный" хорал, который подражал текущему итальянскому стилю монодии,
- вокальные сольные песни с бассо континуо - но для сольного органа,
- хоральные "фантазии", новое изобретение, основанное на клавирном стиле Свелинка, но с немецкими характерными чертами.
В дополнение к  хоралам, он сочинял музыку для Магнификата, которая не только состоит из нескольких частей, но и создана в циклической форме чередования хоров во время всей церемонии вечерни - такая техника, в полную силу, будет использоваться только в 19 веке.

 
 

 

 

Интересные персоны
Лодовико да Виадана (Гросси)
Лодовико Гросси да Виадана (Lodovico Grossi da Viadana)(как правило, Лодовико Виадана, хотя его фамилия была Гросси; ок.1560 - 02.05.1627) -
Микеланджело Галилей
Микеланджело Галилей (Michelagnolo (Michelangelo) Galilei) (18.12.1575 -  03.01.1631) - итальянский композитор и лютнист позднего Возрождения и
Андреас Хаммершмидт
Андреас Хаммершмидт (Andreas Hammerschmidt) (декабрь 1611 - 29 октября 1675) - немецкий композитор и органист немецко-чешского
Изабелла Леонардо
Изабелла Леонардо (Isabella Leonarda) (6 сентября 1620 - 25 февраля 1704) - итальянский композитор и музыкальный педагог эпохи Барокко. В 16
Джон Доуленд
Джон Доуленд (John Dowland) (1563 - февраль 1626) - английский композитор, певец, поэт, лютнист. Известен сейчас главным образом как