Поиск
Дополнение

Генрих Шейдеман

Иоганн Генрих Шейдеман (Johann Heinrich Scheidemann) (около 1595 - 26 сентября 1663) - немецкий органист и композитор эпохи Барокко. Один из лидеров северогерманской органной школы. Важный предшественник Дитриха Букстехуде и И.С.Баха.


Генрих ШейдеманГенрих Шейдеман родился в Вёрдене в Гольштейне. Первые музыкальные навыки Шейдеман получил от отца, который был органистом в Вёрдене и в Гамбурге. С 1611 по 1614 Шейдеман обучался в Амстердаме у Яна Питерсзона Свелинка и, очевидно, был одним из его любимых учеников, т.к. Свелинк посвятил ему канон ещё во время его обучения. С 1625 года, возможно раньше, Шейдеман находился в Гамбурге и работал органистом в церкви "Святой Екатерины". Эту должность он занимал более 30 лет. За время своей деятельности он сыскал славу эксперта по устройству и настройке органов, а также как талантливый композитор, исполнитель и педагог. Среди его учеников были Иоганн Адам Рейнкен, ставший его преемником в церкви Св. Екатерины, и Дитрих Букстехуде. Генрих Шейдеман умер от чумы 26 сентября 1663 года в Гамбурге.

Шейдеман был очень известным органистом и композитором, о чем свидетельствует широкое распространение его произведений, органной музыки Шейдемана сохранилось больше, чем у любого другого композитора того времени. В отличие от других немецких композиторов раннего Барокко, таких как Михаэль Преториус, Генрих Шютц, Самуэль Шейдт и Иоганн Шейн, каждый из которых сочинял в большинстве разнообразных современных жанров и стилей, Шейдеман писал почти исключительно органную музыку. Сохранилось несколько песен и клавесинных пьес, но их количество незначительно по сравнению с десятками разноплановых произведений для органа. 

Творчество Шейдемана, исключительно для церковных церемоний, имеет три основных типа:
- кантус фирмус, ранний тип хоральной прелюдии,
- "монодийный" хорал, который подражал текущему итальянскому стилю монодии,
- вокальные сольные песни с бассо континуо - но для сольного органа,
- хоральные "фантазии", новое изобретение, основанное на клавирном стиле Свелинка, но с немецкими характерными чертами.
В дополнение к  хоралам, он сочинял музыку для Магнификата, которая не только состоит из нескольких частей, но и создана в циклической форме чередования хоров во время всей церемонии вечерни - такая техника, в полную силу, будет использоваться только в 19 веке.

 
 

 

 

Интересные персоны
Иоганн Нуций
Иоганн Нуций (Johannes Nucius (Nux, Nucis)) (ок. 1556 - 25.03.1620) - немецкий композитор и музыкальный теоретик позднего Возрождения и раннего
Адриано Банкьери
Адриано Банкьери (Adriano Banchieri) (03.09.1568 - 1634) - итальянский композитор, музыкальный теоретик, органист и поэт позднего
Джованни Феличе Санчес
Джованни Феличе Санчес (Giovanni Felice Sances) (ок. 1600 – 24 ноября 1679) - итальянский певец и композитор эпохи Барокко, работавший в
Иоганн Андреас Гербст
Иоганн Андреас Гербст (Johann Andreas Herbst) (крещён 09.06.1588 – 24.01.1666) - немецкий композитор и музыкальный теоретик раннего Барокко.
Джулио Каччини
Джулио Каччини (Giulio Caccini) (08.10.1551-10.12.1618), также известен как Джулио Романо, итальянский композитор, музыкант, педагог, певец и